Цель тренинга. Развитие навыков уверенного поведения в ситуациях общения у лиц с нарушениями речи, в том числе в конфликтных ситуациях.
Форма организации тренинга. Занятия проводятся в течение 6 дней по 4 часа каждое.
Количество участников тренинга. Занятия проводятся в группе численностью от 10 до 15 человек.
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ
Цели занятия
· Ознакомление участников с правилами работы в группе, выработка групповых ритуалов.
· Ознакомление участников с основными принципами работы в тренинговых группах.
· Развитие и отработка коммуникативных навыков поведения.
Содержание занятия
Участники тренинга рассаживаются в круг. После этого ведущий разъясняет собравшимся цели занятий и основные правила поведения во время тренинга. В первую очередь это касается таких принципов, как:
· конфиденциальность — все, что происходит и обсуждается в процессе тренинга, относится только к ситуации группового занятия и не должно выноситься за его пределы. Недопустимы также взаимные напоминания о поведении во время тренинга вне групповых занятий;
· обязательность посещения каждого занятия, недопустимость пропусков.
После разъяснения целей и правил поведения во время занятий ведущий просит каждого назвать свое имя. Участники произносят свои имена трижды: сначала с нейтральной интонацией (участник просто называет свое имя), затем с отрицательной интонацией и в заключение — с положительной интонацией. После этого каждого из участников просят по кругу повторить имена всех присутствующих.
После окончания процедуры знакомства руководитель может предложить участникам выработать ритуал приветствия, а затем выполнить несколько разминочных упражнений (см. приложение 1). По окончании их выполнения участники снова рассаживаются в круг. Каждый по очереди рассказывает о своих впечатлениях, связанных с выполнением упражнений.
Далее руководитель группы разъясняет участникам, что в процессе групповых занятий обучение уверенному поведению в ситуациях общения включает в себя:
· обучение участников навыкам анализа различных ситуаций взаимодействия и коммуникативных техник, которые при этом используются;
· развитие и отработку коммуникативных навыков поведения;
· отработку оптимального стиля поведения в различных ситуациях общения;
· выработку у участников уверенности в себе в различных, в том числе и в конфликтных, ситуациях.
Участников просят поделиться своими ожиданиями — чего они ждут от прохождения тренинга.
После этого участникам предлагается провести групповую дискуссию на тему «Сложности общения для лиц с нарушениями речи». Основная цель проведения дискуссии — подвести участников к мысли, что сложности в общении у них возникают во многом не из-за дефекта речи, а из-за внутреннего настроя на невозможность полноценного общения.
Во время дискуссии следует затронуть тему «Отношение окружающих к человеку с нарушениями речи». Основная мысль для обсуждения — большинство окружающих общаются с лицами с нарушениями речи исходя из установок последних. Если установка позитивная — общение протекает успешно, если установка негативная (ожидание негативного отношения из-за дефекта речи) — в общении возникают сложности.
Заканчивается занятие выработкой ритуала прощания.
ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ
Цели занятия
· Формирование у участников тренинга коммуникативных навыков и умений, необходимых для успешного делового общения.
· Овладение участниками тренинга навыками обратной связи в процессе межличностного общения.
· Обучение участников тренинга навыкам вербального и невербального общения.
· Обучение участников тренинга приемам активного слушания.
Содержание занятия
Занятие начинается с выработанного на первом занятии ритуала приветствия. Далее проводится разминка. Для разминки используется одно или два упражнения (см. приложение 1).
После этого участники рассаживаются в круг.
Проводится рефлексия прошлого занятия — участники группы делятся впечатлениями от прошлого занятия.
Ведущий предлагает провести групповую дискуссию на тему «Деловое общение. Сложности, возникающие у лиц с нарушениями речи».
Перед проведением дискуссии ведущий рассказывает участникам о том, что такое деловое общение. В своем сообщении он затрагивает следующие аспекты проблемы:
· Что понимается под термином «деловое общение», какова его роль в жизни и трудовой деятельности человека?
· Каковы основные функции межличностной коммуникации, возникающей в процессе делового общения?
· Что такое «обратная связь» и ее значение для эффективного общения?
· Что такое вербальные и невербальные средства общения?
Примечание. Выступление ведущего может быть представлено как в виде небольшого вступительного сообщения перед началом дискуссии, так и в виде краткой информации для участников уже в процессе самого обсуждения.
Обсуждение тем. В процессе обсуждения должны быть затронуты следующие вопросы:
· Для чего служит деловое общение?
· Каковы характерные черты делового общения?
· Какие сложности возникают у лиц с нарушениями речи в процессе делового общения?
· Каковы способы их преодоления?
Примечание. В ходе дискуссии обсуждается правомерность утверждения: «Если бы я не имел дефекта речи, я был бы очень общительным и успешным в плане коммуникации человеком».
В ходе дискуссии также должны быть затронуты вопросы:
· Каким видит меня партнер по общению?
· Как бы я хотел выглядеть в его глазах?
· Каким бы я хотел видеть партнера по общению?
После завершения дискуссии группа приступает к выполнению упражнений на развитие коммуникативных навыков (см. приложение 3).
В заключение занятия проводится итоговое обсуждение:
· Что важного для себя я услышал на сегодняшнем занятии?
· Какие навыки делового общения понадобятся мне при трудоустройстве?
· Какие навыки делового общения понадобятся мне в процессе трудовой деятельности и при построении профессиональной карьеры?
Занятие заканчивается ритуалом прощания.
ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ
Цели занятия
· Ознакомление участников тренинга с понятием «оптимальные стили поведения в различных ситуациях общения».
· Выявление барьеров общения у участников тренинга в различных ситуациях межличностного и делового общения.
· Продолжение формирования и закрепления коммуникативных навыков.
Содержание занятия
Занятие традиционно начинается с выработанного ритуала приветствия участников группы.
Проводится разминка, для которой используется одно или два упражнения из приложения 1.
После этого участники рассаживаются в круг.
Проводится рефлексия прошлого занятия — участники группы делятся впечатлениями от прошлого занятия.
После этого ведущий предлагает групповое обсуждение на тему «Если бы я был руководителем группы…». Суть этого обсуждения заключается в том, чтобы позволить высказаться всем желающим участникам тренинга по вопросам и проблемам, которые у них возникли в процессе занятий.
Ведущий предлагает участникам несколько игровых упражнений на развитие коммуникативных навыков (см. приложение 3). Далее предлагается провести ролевой тренинг, воспроизводящий различные ситуации общения, вызывающие затруднения у участников тренинга.
После окончания тренинга проводится обсуждение результатов:
· Что у меня получается хорошо (легко, удачно, не вызывает затруднений) в процессе общения?
· Какие ситуации вызывают у меня затруднения?
· С чем связаны эти затруднения — с наличием дефекта речи или с моим внутренним ожиданием неприятностей?
· В каких ситуациях я чувствую себя неуверенно?
· С чем связана моя неуверенность?
· Как проявляется моя неуверенность в процессе делового общения?
Занятие заканчивается ритуалом прощания.
ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Цели занятия
· Ознакомление участников тренинга с понятием «уверенное поведение».
· Обучение участников тренинга навыкам уверенного поведения в различных ситуациях межличностного и делового общения.
· Продолжение формирования и закрепления коммуникативных навыков.
Содержание занятия
Занятие традиционно начинается с выработанного ритуала приветствия участников группы.
Проводится разминка, для которой используется одно или два упражнения из приложения 1.
После этого участники рассаживаются в круг.
Проводится рефлексия прошлого занятия — участники группы делятся впечатлениями от прошлого занятия.
Далее ведущий предлагает обсудить тему «Уверенное поведение».
Вопросы для обсуждения:
· Что такое уверенное поведение?
· Какие качества отличают уверенного в себе человека?
· В чем отличие уверенного поведения от самоуверенности?
· Могу ли я назвать себя уверенным человеком — если нет, то почему?
· Можно ли чувствовать себя уверенно в любой жизненной ситуации?
· Что такое уверенное поведение в процессе делового общения?
· Как можно почувствовать себя уверенно в процессе делового общения?
· Обсуждение проводится в форме групповой дискуссии.
В процессе обсуждения (как вариант — в виде подведения итогов дискуссии) ведущий дает необходимые разъяснения и комментарии.
Далее участникам предлагается проделать несколько упражнений на развитие навыков уверенного поведения (см. приложение 4).
После окончания выполнения упражнений проводится обсуждение:
· Что я чувствовал в ситуациях, требующих от меня проявления уверенности?
· Что мне мешало почувствовать себя уверенно?
· Что помогало?
· Что я хотел бы изменить в моих коммуникативных навыках?
· Что может мне помочь чувствовать себя уверенно в ситуациях делового общения?
Цель обсуждения. Сформировать у участников тренинга понимание того, что наличие дефекта речи не является единственной причиной неуспеха в ситуациях общения. Обсуждается истинность утверждения: «Если я избавлюсь от дефекта речи, мои проблемы в общении с другими разрешатся сами собой».
После завершения обсуждения ведущий может дать несколько упражнений для развития коммуникативных навыков (см. приложение 2).
Занятие заканчивается ритуалом прощания.
ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ
Цели занятия
· Ознакомление участников тренинга с понятием «конфликты в деловом общении».
· Обучение участников тренинга навыкам эффективного поведения в конфликте.
· Продолжение отработки и закрепления навыков уверенного поведения в ситуациях делового общения.
Содержание занятия
Занятие традиционно начинается с ритуала приветствия участников группы.
После этого участники рассаживаются в круг.
Проводится рефлексия прошлого занятия — участники группы делятся впечатлениями от прошлого занятия.
В качестве разминки и одновременно упражнения, дающего материал для последующего обсуждения, предлагается задание «Необитаемый остров».
Выполнение задания. Участники группы должны представить, что они после кораблекрушения находятся на необитаемом острове. Их задача — выжить на острове.
Задание выполняется всей группой в течение 10—15 минут. Ведущий не должен ни во что вмешиваться, он только наблюдает за происходящим.
После выполнения упражнения участники рассаживаются в круг и обсуждают его результаты, акцентируя внимание на возникших во время выполнения упражнения конфликтных ситуациях. Особое внимание уделяется распределению лидерских функций (лидер — ведомый), а также степени конфликтности (конфликтное — неконфликтное) поведения участников группы. Обсуждение проводится в форме свободной групповой дискуссии.
Вопросы для обсуждения:
· Что получалось и что не получалось во время выполнения этого упражнения?
· Что происходило на «острове»?
· Что происходило с самими участниками во время выполнения упражнения?
· Каким образом определился лидер?
· Что являлось причиной возникновения конфликтов?
· Каким образом разрешались конфликтные ситуации?
После завершения обсуждения ведущий рассказывает участникам о роли конфликтов в жизни и деятельности человека. При этом ведущий акцентирует внимание на различии таких понятий, как конструктивные и деструктивные конфликты.
Далее участникам группы предлагается ряд упражнений, позволяющих разобрать и разыграть несколько конфликтных ситуаций (см. приложение 5).
После выполнения упражнений проводится обсуждение их выполнения. Цель обсуждения — определение и выработка стратегии уверенного поведения в конфликтных ситуациях.
Вопросы для обсуждения:
· Как я себя чувствую, попав в конфликтную ситуацию? Все ли конфликтные ситуации для меня равнозначны?
· Что я чаще всего делаю, попав в конфликтную ситуацию, какую стратегию поведения выбираю?
· Что я должен сделать (как изменить свое поведение), чтобы чувствовать себя более уверенно в конфликтной ситуации?
· Что мне мешает это сделать?
· Были ли у меня такие конфликтные ситуации, когда я чувствовал себя уверенно и действовал эффективно?
· Могу ли я перенести свой положительный опыт взаимодействия в конфликте на другие, аналогичные ситуации?
· Существует ли разница между эффективным поведением в конфликте в процессе межличностного и делового общения?
Примечание. Во время обсуждения ведущий должен обращать особое внимание на следующий аспект: участники должны обсуждать возможности изменения собственного поведения, а не поведения своего оппонента по конфликту.
После завершения обсуждения ведущий может дать несколько игровых упражнений для формирования коммуникативных навыков (см. приложения 2, 3).
Занятие заканчивается ритуалом прощания.
ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ
Цели занятия
· Отработка, углубление и закрепление навыков уверенного поведения.
· Продолжение отработки и закрепления навыков уверенного поведения в конфликтных ситуациях.
Содержание занятия
Занятие традиционно начинается с ритуала приветствия участников группы.
Для разминки перед началом занятия используется одно или два упражнения из приложения 1.
После этого участники рассаживаются в круг.
Проводится рефлексия прошлого занятия — участники группы делятся впечатлениями от прошлого занятия.
Участникам предлагается разобрать и проанализировать несколько реальных конфликтных ситуаций, в которые попадали участники тренинга. При этом ведущий обращает внимание на то, что это должны быть:
· реальные, а не воображаемые ситуации;
· ситуации, которые произошли с самими участниками, а не с их родственниками или знакомыми.
Выбирается одна или несколько ситуаций, которые разыгрываются участниками тренинга. При этом желательно, чтобы участник, ситуацию которого выбрали для демонстрации, исполнял в ней свою собственную «роль».
Примечание. Ведущий должен помнить, что цель тренинга — выработка у участников навыков уверенного поведения в конфликтной ситуации. Поэтому решение собственно конфликтной ситуации участника не должно являться основной целью выполнения задания. Возможно, что для разрешения сложной жизненной конфликтной ситуации ему понадобится квалифицированная психологическая консультация. Поэтому ведущий должен заранее предупредить участников, чтобы они не выбирали для обсуждения слишком сложные или психотравмирующие ситуации.
После окончания выполнения задания проводится обсуждение конфликтной ситуации и ее демонстрации.
Вопросы для обсуждения:
· В чем заключается суть конфликта между его участниками?
· Что происходит между участниками?
· Каковы их цели в этом конфликте?
· Какие способы достижения поставленных целей они выбрали?
· Что чувствуют участники конфликта?
· Какие вербальные и невербальные способы взаимодействия были использованы участниками конфликта?
· К чему могут привести выбранные способы поведения?
· Как главный участник (тот, чью ситуацию разыгрывали) может более эффективно взаимодействовать в этой ситуации?
· Что нужно изменить в поведении главного участника, чтобы он почувствовал себя более уверенно в этой ситуации?
Обсуждение проводится в форме групповой дискуссии.
В завершение обсуждения группа должна предложить новую стратегию поведения для того участника конфликта, чья ситуация была разыграна. После этого ему предлагается заново разыграть ситуацию с учетом полученных рекомендаций. В случае если сам участник по каким-то причинам не может этого сделать или у него что-то не получается, то один из членов группы исполняет его «роль» в анализируемой ситуации с целью демонстрации «образца». После этого участнику вновь предлагается самому разыграть свою «роль» с учетом полученных рекомендаций.
После окончания демонстрации проводится обсуждение:
· Как изменилась ситуация с использованием новых способов поведения?
· Что демонстрировали участники?
· Что они чувствовали?
· Как изменилось поведение главного участника?
· Удалось ли ему, по вашему мнению, почувствовать себя более уверенно в этой ситуации?
· В чем это проявилось?
· Что хотелось бы ему сказать?
· Что пожелать?
· Каково мнение по этому поводу самого участника?
· Что он чувствует, изменив свое поведение в этой ситуации?
· Доволен ли он полученными результатами?
В завершение обсуждения участнику, чья ситуация анализировалась, высказывают слова одобрения и поддержки. Если слова одобрения не высказали члены группы, это обязательно должен сделать сам ведущий, отметив позитивные достижения (реальные достижения) участника.
Примечание. На этом этапе прохождения тренинга следует уходить от обсуждения привычной темы «Если бы не мой дефект речи, я бы…» и переходить к обсуждению реальных психологических проблем участников тренинга.
Следующая часть занятия — заключительная. Ведущий предлагает выполнить упражнение «Чемодан».
Для этого один из участников выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дорогу «чемодан». В этот «чемодан» набираются его черты, характеристики, качества, которые группа ценит. Также указываются те черты, которые мешают этому человеку в процессе делового и межличностного общения, над которыми, по мнению группы, ему следует задуматься (специально указывается, что речь идет о личностных особенностях, а не о дефекте речи данного участника).
Процедура выполнения упражнения происходит следующим образом: из группы выбирается «секретарь», который берет лист бумаги, делит его пополам (проводит вертикальную черту посредине листа), на одной половинке листа вверху ставит знак «+», а на другой — «-». В соответствующие графы «секретарь» вносит соответствующие записи. Под знаком «+» группа собирает все положительное, под знаком «-» — отрицательное. Высказанное мнение должно быть поддержано большинством членов группы. Если есть возражения или сомнения, то лучше воздержаться от записи спорного качества. Для хорошего «чемодана» нужно внести 5—7 качеств с той или другой стороны. Вернувшемуся участнику зачитывают этот список. У него есть право задавать вопросы, если что-то осталось непонятным или он с чем-то не согласен. Через эту процедуру проходят все участники группы.
После этого проводится подведение итогов тренинга.
При подведении итогов должны высказаться все члены группы. Они могут отвечать на заранее поставленные вопросы или высказываться самостоятельно.
Вопросы для подведения итогов:
· Что нового я узнал для себя из прошедших занятий?
· Как изменилось мое самооущение?
· Какие выводы для себя я могу сделать из того, что узнал во время тренинга?
· Что я хотел бы пожелать членам группы?
Затем ведущий должен подвести итоги прошедшего тренинга. Он обязательно должен отметить положительные результаты, достигнутые участниками (желательно, чтобы каждый из участников услышал от ведущего положительную оценку своей проделанной работы), высказать свои пожелания участникам. В заключение участникам тренинга предлагается выполнить одно или два завершающих упражнения (см. приложение 9).
Приложение 1. Ритуалы приветствия, прощания, упражнения для разминки
Ритуалы приветствия и прощания
Цель. Сплочение группы и настрой группы на работу.
Обращение к группе в начале занятия: «Перед тем как мы с вами начнем работу, я предлагаю придумать особый ритуал для приветствия, который будет известен только нам. Мы будем проводить его в начале каждого занятия в знак приветствия друг друга».
Обращение к группе в конце занятия: «Так же, как мы с вами придумали ритуал приветствия, придумаем особый ритуал прощания. Мы будем проводить его в конце каждого занятия».
Примеры ритуалов приветствия и прощания:
· Сесть плотно в круг, прижаться локтями друг к другу, закрыть глаза и молча посидеть одну минуту, думая о всей группе.
· В метафорической форме высказать свое настроение и ожидание от предстоящего занятия, а в конце занятия — в такой же форме высказать свои впечатления от прошедшего занятия.
Упражнения для разминки
«Прогноз погоды»
Материалы для выполнения упражнения: бумага, цветные карандаши.
Инструкция. «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас “плохая погода” или “штормовое предупреждение”, а может быть, для вас “солнце уже светит вовсю”».
«Настроение»
Инструкция. «Пусть каждый из вас по очереди займет такую позу, которая отражает его настроение на настоящий момент. Вся группа по сигналу повторит эту позу. Затем изобразит свое настроение следующий участник».
«Меняющаяся комната»
Инструкция. «Давайте сейчас все будем медленно ходить по комнате. А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее. А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печальные, грустные, усталые. А теперь комната стала оранжевой — оранжевые стены, пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми, легкими, как пузырьки в “Фанте”…».
«Изобрази животное»
Инструкция. «Сейчас каждый из вас по очереди должен изобразить какое-то животное: медведя, зайца, тигра, змею, котенка и т.д. Задача остальных участников — отгадать, что за животное в данный момент находится перед нами».
После того как упражнение выполнено каждым из участников, несколько минут (2—4 мин) ходят по комнате и одновременно изображают какое-то животное — каждый свое.
Можно также модифицировать это упражнение:
1. Один из участников изображает животное в центре круга, а другие отгадывают, кого он изобразил, и стараются изобразить его таким же образом.
2. Все идут гуськом, первый — ведущий — изображает кого-то, а остальные стараются как можно точнее воспроизвести его движения. Время от времени ведущий меняется, чтобы каждый из участников смог стать на какое-то время ведущим.
3. Все участники одновременно ходят по комнате, изображая какое-либо животное.
«Ревущий мотор»
Позволяет сбросить напряжение и настроиться на работу.
Инструкция. «Наверное, все вы видели, как проходят автомобильные гонки. Сейчас мы тоже организуем “автомобильные гонки”, только по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля “Рррррмммм!!!!”. Один из вас начинает произносить: “Рррррмммм!!!!” и быстро поворачивает голову в сторону соседа справа или слева. Cосед, в чью сторону вы повернулись, тотчас же вступает в “гонку” — быстро произносит своё “Рррррмммм!!!!”, и, в свою очередь, поворачивается к следующему соседу. Таким образом, рев мотора должен сделать полный оборот. Начали!»
Ведущий при этом может назначить того из участников, то первым «заведет мотор».
Когда пройдет первый круг, ведущий продолжает объяснение упражнения дальше:
«У гоночного автомобиля имеются также и тормоза. Когда на них нажимают, раздается другой звук — “Иииик!” Когда кто-нибудь во время “движения автомобиля” вдруг произносит: “Ииик”, он тем самым останавливает нашу машину и разворачивает ее в противоположную сторону. Любой из вас может внезапно “остановить автомобиль” и заставить его двигаться в противоположную сторону. Но у каждого есть право только дважды сделать это, чтобы и остальные смогли поучаствовать в игре».
После этого игра повторяется по кругу в соответствии с новой инструкцией.
Примечание. Это разминочное упражнение не рекомендуется давать участникам для его выполнения на первых занятиях. Наиболее эффективно оно во второй половине тренинга, когда группа уже достаточно «разогрета».
«Посылка»
Участники сидят в кругу, достаточно близко друг к другу. Руки лежат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно быстрее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество и виды движений).
«Сигнал»
Участники становятся в круг, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно в одну или разные стороны движения.
«Утка — гусь»
Участники садятся на пол в круг, водящий стоит за кругом. Он идет по часовой стрелке и, прикасаясь к голове каждого, говорит: «Утка … утка … гусь…». Участник, которого называют гусем, должен встать и догнать водящего. Водящий должен, обежав круг, успеть сесть на место «гуся». Если участник догнал водящего, то водящий остается водить следующий кон.
«Пробейся сквозь ряд»
Участники стоят спинами друг другу по два человека, образуя шеренгу. Водящий должен пробиться сквозь эту шеренгу.
«Приветствие»
Участники разбиваются на пары. Задача — поприветствовать друг друга в различных ситуациях, которые определяет ведущий для каждой пары. Ситуации могут быть следующие: приход домой, встреча знакомого на улице, встреча старого друга, приход к начальнику и т.п. В ходе выполнения задания партнеры в парах могут меняться.
«Карлики и великаны»
Инструкция. «Все стоят в кругу. На команду “Великаны!” все стоят, а на команду “Карлики!” нужно присесть. Следите внимательно за словами, так как я, ведущий, буду стараться вас запутать — приседать на команду “Великаны” и т.п.».
Игра повторяется, пока не останется три участника.
«Пожелания»
Участники рассаживаются в круг.
Инструкция. «Начнем работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому-то из участников и одновременно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить».
Приложение 2. Игры и упражнения, направленные на развитие более точного межличностного восприятия
«Впечатление»
Участники делятся на пары, садятся напротив друг друга и обмениваются впечатлениями по поводу знакомства.
«Игрушка»
Каждый член группы думает о том, какой игрушкой он хотел бы быть, и показывает эту игрушку группе. Группа пытается угадать игрушку каждого. Далее идет обмен впечатлениями и своими ощущениями.
«Десять вопросов»
Каждому из участников раздается лист бумаги и карандаш (ручка).
Инструкция. «Напишите в столбик цифры от одного до десяти. И десять раз письменно ответьте на вопрос “Кто я?”. Используйте характеристики, черты характера, интересы, чувства для описания себя, каждый раз начиная с местоимения “Я — …”. После того как вы закончили писать этот перечень, приколите этот листок бумаги на видном месте на груди. Затем начинайте медленно ходить по комнате и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого».
В качестве варианта: каждый из участников может сам зачитать свой перечень группе.
«Говорю, что вижу»
Сидя в круге, участники наблюдают за поведением других и по очереди говорят, что они видят относительно любого из участников. Например: «Петр сидит, положив ногу на ногу», «Ольга улыбается». Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения.
После выполнения упражнения проводится обсуждение:
· Часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки?
· Было ли сложным упражнение?
· Что чувствовали участники?
«Вижу разницу»
Инструкция. «Пусть один из участников — водящий — какое-то время пробудет за дверью. Остальные тем временем разделятся на подгруппы по какому-то выбранному ими признаку. Признак должен быть зрительно виден и одновременно должен делить группу на две-три части (например, наличие шнурков на обуви). Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах комнаты, чтобы быть обозначенными пространственно. Вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на части».
Затем выбирается новый водящий. Желательно, чтобы в роли водящего побывал каждый из участников тренинга.
«Описание друг друга»
Пара становится в центре круга. Минуту смотрят на друга, затем, отвернувшись, по очереди они должны описать друг друга.
После этого проводится обсуждение:
· Что пропущено?
· Что слишком привлекло внимание?
Затем каждый из участников выбирает себе замену из круга, и так в парах все по очереди принимают участие в упражнении. Важно обращать внимание участников на то, что цель упражнения — обучение описательному языку, нужно описывать человека без оценок.
«Вечерние темы»
Участники разбиваются на 3—4 подгруппы. Каждой подгруппе дается тема, которую они после обсуждения должны представить невербально. После представления остальные участники сообщают о том, что они видели и какая была задана тема. Возможные темы: рождение, вдохновение, смерть, любовь, разлука и др. При обсуждении обращается внимание на то, какое невербальное поведение позволило определить тему. Во время обсуждения ведущий акцентирует внимание на различении описания увиденного и оценок, которые мы даем на основе своего опыта.
Приложение 3. Упражнения на развитие коммуникативных навыков и отработку невербальных средств общения
«Автобус»
Выбираются двое участников. Они садятся в центр круга.
Инструкция. Вы едете в автобусе. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого давно не видели. Вы хотите договориться с ним о встрече в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении одна минута, пока автобусы стоят у светофора. Помните, что в такой ситуации вы не можете слышать друг друга, а можете общаться только при помощи жестов.
После выполнения упражнения в игру вступает следующая пара участников.
После невербального проигрывания ситуации участники делятся информацией о том, как они поняли друг друга.
Вопросы для обсуждения:
· Легко ли было понять партнера?
· Легко ли было выразить свои мысли невербально?
· Какие средства были использованы?
· Что помогало и что мешало понять партнера?
«Найди пару»
Вариант 1
Все сидят в круге. По сигналу нужно поменяться с кем-то местами. Для этого предварительно без слов установить контакт глазами с тем, с кем вы планируете поменяться местами.
Вариант 2
Участники становятся в круг (для проведения упражнения необходимо четное число участников).
Инструкция. «На счет “раз” каждый из нас должен, оставаясь на своем месте и молча (эти два условия будем соблюдать на протяжении всего упражнения), найти пару. Нас четное количество, поэтому каждый может найти себе напарника. Когда я скажу “два”, вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу “раз”, вы должны найти себе новую пару, а на счет “два” начать делать одинаковое движение с новым партнером. Упражнение выполняется 4—5 раз».
После окончания упражнения проводится обсуждение:
· Как создавалась пара?
· Как происходил выбор одинакового движения?
· Было ли так, что движения не совпали?
· Как вы себя чувствовали с разными партерами?
· С кем у вас было наибольшее взаимопонимание?
При обсуждении акцентируется внимание на невербальных признаках, свидетельствующих о начале контакта: приветливое выражение лица, контакт глаз, улыбка, разворот тела, легкое движение вперед, навстречу партнеру, и т.п. Затрагивается и тема проявления инициативы в контакте и при выборе общего движения.
«Пустой стул»
Упражнение также может быть использовано в качестве разминки.
Для проведения упражнения необходимо нечетное количество участников. Предварительно все рассчитываются на «первый», «второй». Участники, получившие вторые номера, сидят на стульях, получившие номер один — стоят за спинками стульев, оставшийся без пары участник — становится водящим. Он стоит за спинкой свободного стула.
Инструкция. Задача водящего — пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить запрещается. Сидящие на стульях очень хотят попасть на свободный стул. Задача стоящих за спинками стульев — удержать своего «подопечного», для этого надо взять его за плечи. Но сделать это можно только в тот момент, когда сидящий собрался пересесть, ни в коем случае не раньше.
Ведущий должен следить, чтобы стоящие участники не держали руки все время над плечами «подопечных». Через некоторое время участники меняются местами. При этом один из стоящих участников остается стоять за стулом в качестве водящего.
После окончания упражнения проводится обсуждение:
· Как вы приглашали кого-то на свой стул?
· Как вы понимали, что вас пригласили на стул?
· Что вам больше понравилось: стоять за стулом или сидеть на стуле?
«Невербальный контакт»
Инструкция. «Один из участников должен выйти из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом мы все будем пользоваться невербальными средствами. Группа в отсутствие водящего должна определить участника, который будет демонстрировать готовность вступить в контакт, остальные должны будут показывать нежелание этого делать».
Затем выбираются другие добровольцы. При этом количество участников, желающих вступить в контакт, можно постепенно увеличивать: двое, трое и т.д.
После окончания упражнения проводится обсуждение:
· Легко ли было устанавливать контакт?
· Что помогло определить желающего общаться?
· Какими средствами другие участники показывали нежелание общаться?
· Что вы чувствовали, когда понимали, что в общении с вами не заинтересованы?
· Были ли добровольцы, которым удалось установить контакт с большим количеством членов группы, чем это планировалось?
При обсуждении упражнения необходимо обратить внимание участников на основные признаки при определении готовности к вступлению в контакт. Предметом обсуждения могут стать сложности, связанные с неоднозначностью предъявления своего желания или нежелания вступления в контакт.
Это упражнение позволяет отметить чувствительность, доброжелательность участников, средства, которые использовались для установления невербального контакта. Для ведущего это упражнение в некоторой степени является социометрическим.
«Без слов»
1. «Спина к спине»
Участники разбиваются на пары и садятся на стулья спина к спине по отношению друг к другу Их задача — побеседовать друг с другом на любую тему. Время выполнения упражнения — 2—3 минуты. После этого участники должны повернуться и поделиться своими ощущениями.
2. «Сидящий и стоящий»
Участники разбиваются на пары. Один из партнеров сидит, другой стоит. Задача участников — постараться в этом положении вести разговор. Через несколько минут участники меняются позициями, чтобы каждый из них испытал ощущение «сверху» и «снизу». Время выполнения упражнения — 2—3 минуты. После этого участники должны повернуться и поделиться своими ощущениями.
3. «Только глаза»
Участники разбиваются на пары. Они должны посмотреть друг другу в глаза. Установив зрительный контакт без использования слов, через 2 минуты нужно вербально поделиться своими ощущениями.
Упражнения на развитие навыков взаимодействия
«Надписи на футболках (значки)»
При выполнении этого упражнения участники находятся в круге. Перед выполнением упражнения ведущий напоминает (или рассказывает) о движении хиппи, о том, что хиппи имели свои традиции, привычки, отличающие их от других людей. Одной из таких традиций было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя. Обладатель значка что-то сообщает окружающим его людям.
После этого проводится обсуждение:
· Значки с какими надписями вы видели?
· Что могло бы быть написано на твоей футболке, кепке или на твоем значке?
· О чем говорит эта надпись — о твоих особенностях, стиле общения, принадлежности к какой-либо группе людей, шокирует ли она окружающих?
После обсуждения можно провести следующее упражнение.
Это упражнение выполняется по кругу.
Инструкция. «Сейчас каждый из нас будет дарить своему соседу справа значок со словами: “На твоем значке написано… (что, по вашему мнению, могло бы быть написано на его значке?)”. Ваш сосед справа должен сказать, согласен ли он прикрепить такой значок или нет. Если не согласен, то почему».
«Умение вести разговор»
Это упражнение дает возможность попрактиковаться в умении установить вербальный контакт, т.е. начать и продолжить разговор.
Группа делится на пары. Один участник задает вопросы, дающие возможность собеседнику ответить более полно. Второй участник пары дает на каждый вопрос не только точный ответ, но и сообщает дополнительную произвольную информацию о себе.
После некоторого времени (например, 5 минут) участники меняются ролями.
Перед началом выполнения этого упражнения ведущий для примера может с одним из участников в центре круга провести такой разговор.
После окончания упражнения проводится обсуждение:
· Что понравилось при выполнении этого упражнения?
· Что показалось затруднительным?
· Насколько открытые вопросы и раскрывающая информация о себе способствуют установлению контакта?
· Если не способствует, то в чем вы видите сложность?
Ролевая игра «Установление контакта»
Участники группы в парах по очереди должны разыграть различные сценки на установление контакта. Участники разделяются на основных и вспомогательных.
Основному играющему дается следующая инструкция: «Вы должны установить контакт с собеседником, для того чтобы…». Причины могут называться различные. Например, один участник — администратор гостиницы, а второй (основной) участник должен устроиться в гостиницу; один участник — продавец, а второй (основной) участник должен поменять купленные вчера перчатки; один участник — спешащий прохожий, а второй (основной) участник — должен узнать, как доехать до определенной улицы, и т.п.
После проведения этого упражнения могут быть разыграны ситуации, где один основной участник и несколько дополнительных.
По окончании упражнения проводится обсуждение.
Ведущий обращает внимание на успешность или неуспешность основного участника, вербальные и невербальные компоненты установления контакта. Дополнительные участники делятся впечатлениями о том, что побуждало их идти навстречу просьбе, а что снижало это желание. Если основному участнику не удалось добиться цели, то выясняется, почему это произошло и на что надо обратить внимание в следующий раз. Ведущий обязательно акцентирует внимание участников на том, что было в их действиях удачным. Желательно, чтобы основной участник проиграл сценку несколько раз подряд для отработки полученных навыков.
«Очередь»
Из группы выбираются несколько человек, из которых один — водящий. Остальные становятся друг за другом как бы в очередь, а водящий должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. При этом некоторые участники могут иметь игровые задачи. Например, не пропустить «нахала» к прилавку или взять его в компаньоны для чего-либо.
По окончании упражнения проводится обсуждение по образцу предыдущего упражнения.
«Поводырь и слепец»
Инструкция. «Разделитесь на пары. Один человек в каждой паре становится “поводырем”, другой “слепцом”, ему надевается повязка на глаза. Если вы в роли ведущего, — возьмите вашего партнера за кисть, руку или за плечо и водите его для исследования пространства вслепую. Молча руководите им. Приводите вашего партнера в контакт с интересующей его фактурой, например: с листьями, занавесками и коврами. Постарайтесь заставить партнера ощутить солнечное тепло, услышать птиц или отдаленные разговоры, ходить и бегать. Внимательно следите за безопасностью партнера. По моему сигналу (через 8—10 минут) остановитесь и снимите повязку с глаз партнера. Поменяйтесь ролями и помните, что упражнение выполняется без слов, — разговаривать во время его выполнения нельзя».
После окончания упражнения проводится обсуждение:
· Поделитесь своими чувствами и переживаниями во время выполнения этого упражнения.
· Какие новые ощущения вы получили, выполняя его?
· Как вы себя чувствовали, когда вынуждены были полностью доверять другому человеку, берущему на себя ответственность за ваш опыт и благополучие?
· Какие были трудности во время выполнения упражнения?
· Как вы чувствовали себя, будучи «поводырем», ответственным за другого человека?
Упражнения на установление обратной связи
«Описание чувств»
Каждый описывает свои чувства, возникающие при групповой встрече.
Кроме подбора точного названия к своему чувству важно точное отражение степени выраженности данного чувства. Например: чуть-чуть раздражает, сильно радует и т.п.
«Вообрази»
Каждый из участников пишет ответы на следующие вопросы и подписывается.
1. Какие три предмета вы взяли бы с собой на необитаемый остров?
2. Если бы вас колдун превратил в животное, то в какое?
3. Ваша любимая пословица или поговорка?
4. Когда меня хвалят я…
Ведущий собирает ответы, перемешивает их и зачитывает. Каждый участник отмечает у себя, как он думает, кто это написал. Затем, когда будут прочитаны все ответы, зачитываются имена написавших. После окончания упражнения проводится обсуждение:
· Всех ли отвечавших на вопросы вы угадали?
· У кого сколько совпадений?
· С чем связана успешность отгадывания (степень знакомства, способность чувствовать другого человека)?
«Как все»
Инструкция. Не обсуждая вслух, постарайтесь написать такой день недели (вкусное блюдо, цвет и т.п.), который напишут большинство из участников, т.е. ваша задача — не отличаться от других.
После окончания упражнения проводится обсуждение:
трудно ли проникнуть в логику другого человека?
«Ассоциация»
Один из участников — водящий — выходит из комнаты. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадывают. Водящий возвращается, и его задача — угадать «загаданного» человека. У него есть три попытки. Для того чтобы отгадать, ведущий задает участникам вопросы следующего типа: «Если бы это был цветок (животное, погода, мебель, одежда, машина, посуда, здание, цвет, фигура, насекомое и т.д.), то какой?» Участник, к которому обращается водящий, говорит свою ассоциацию. Например, «это нарцисс». Если водящий отгадывает, угаданный участник становится водящим.
В этой игре важно следить, чтобы все или многие участники группы могли попробовать себя как в роли водящего, так и в роли «загаданного» участника.
После окончания упражнения проводится обсуждение:
· Трудно ли было подбирать ассоциацию?
· Трудно было угадывать?
· Кому удавалось угадать, что ему помогло?
· Чьи ассоциации показались наиболее удачными»?
«Таможенники и контрабандисты»
Один из участников играет роль «контрабандиста», он выходит из комнаты и почти сразу же возвращается к остальным, т.е. к «таможенникам». Всего он выходит из комнаты 5 раз, а при одном из возвращений (каком — он выбирает сам) у него под одеждой должен быть прикреплен содержащий нечто конверт. Однако обыскать его «таможенники» не имеют права. Они только могут задавать различные вопросы. Задача «таможенников» — догадаться, в какой из приходов у «контрабандиста» был спрятан конверт. Свои соображения каждый «таможенник» записывает, при этом можно указать только два прихода, показавшиеся наиболее вероятными. Роль «контрабандиста» играют несколько участников. Конверт может содержать приз для лучшего «контрабандиста». Используя записи в таблицах, легко бывает выявить лучшего «контрабандиста» и лучшего «таможенника».
После окончания упражнения проводится обсуждение:
лучший «контрабандист» и «таможенник» должны поделиться своими «тайнами».
Упражнения на развитие навыков активного слушания
«Испорченный телефон»
Участвуют 5 человек. Проводится 2 раза с разными 5 участниками. Четырех человек просят выйти из комнаты, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Первому участнику зачитывается текст. После этого ведущий вызывает второго участника в комнату, а первого просит передать ту информацию, которую он запомнил. Затем второй передает третьему и т.д. Информацию последнего сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации оставшаяся часть группы регистрирует, кто упустил информацию, исказил, привнес свою. Результаты обсуждаются в группе. Первая пятерка передает неформальную информацию, вторая — деловую.
«Эхо»
В естественном процессе общения иногда бывает трудно выслушать другого не перебивая, дать ему договорить до конца и точно воспринять значение его высказывания. Это упражнение может обратить внимание на подобные дефекты коммуникации и одновременно даст возможность поэкспериментировать с активным слушанием. Это упражнение можно провести в виде дискуссии.
Вариант 1. Упражнение проводится в двойках.
Инструкция. «Сейчас все участники должны разбиться на пары. Каждый выступающий должен следить за поддержанием единства с человеком, говорившим перед ним. Он должен повторить сущность его сообщения, после чего первый участник разговора подтверждает, что он был понят правильно или, возможно, отмечает те моменты, которые не были уловлены в достаточной мере. Лишь после этого второй участник может начать свое сообщение».
Вариант 2. Упражнение проводится в тройках.
Инструкция. «Сейчас все участники должны разбиться на тройки. В тройках два человека что-либо обсуждают, а третий следит за соблюдением правила, т.е. за повторением слов. Тройка должна решить какой-либо вопрос, например, какие три черты характера присущи представителям той или иной профессиям (например, преподавателям, врачам, юристам, водителям и т.д.). Когда двое выскажутся, участники тройки меняются ролями. Затем каждая тройка выбирает своего представителя, и выбранные представители решают между собой этот же вопрос. Обсуждение проводится по тем же правилам».
После окончания упражнения проводится обсуждение:
· Что помогало понять собеседника?
· Трудно ли было придерживаться правил?
· Что понравилось?
· Что было сложным?
· Какой эффект, по мнению участников, достигается при перефразировании?
· Помогло ли это понять собеседника?
Как варианты, по этому же образцу можно проводить упражнение на отработку других приемов активного слушания, например резюмирования.
«Задай вопрос»
Группа делится на пары. На первом этапе одному участнику в паре разрешается задавать только открытые вопросы, дающие возможность партнеру ответить более полно. Другой участник пары отвечает на каждый вопрос с помощью раскрывающей произвольной информации, которая выходит за рамки строгого ответа на вопрос. Затем партнеры меняются ролями. Время проведения упражнения — от 3 до 5 минут, чтобы оба партнера могли поупражняться в постановке открытых вопросов и предоставлении произвольной информации.
На втором этапе упражнения один участник из каждой пары начинает добровольно давать свободную информацию или описывать личный опыт. Другой участник пары пытается продлить разговор, прося что-либо пояснить либо перефразируя высказывание собеседника.
Между двумя этапами упражнения проводится обсуждение:
· Какие трудности испытывали участники во время выполнения этого упражнения?
· Легко ли открывать свой внутренний мир, используя приемы активного слушания?
· В чем именно заключалась трудность?
· Что давалось легко?
· Какие преимущества при общении дает метод задавания вопросов, допускающих широкий диапазон ответов?
· Как в этом помогает использование методов активного слушания?
Приложение 4. Игры и упражнения на развитие навыков уверенного поведения
«Три фразы»
Инструкция. «Сядьте лицом к лицу с партнером и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, начиная каждую словами “я должен”. Теперь вернитесь к своим фразам и замените в них слова “я должен” словами “я предпочитаю”, сохранив неизменными остальные части. Затем выслушайте измененные фразы в утверждениях партнера. Поделитесь своими переживаниями».
Инструкция. «По очереди с партнером скажите три фразы, начинающиеся словами “я не могу”. И затем замените в них “я не могу” на “я не хочу”. Поделитесь с партнером своим опытом и посмотрите, можете ли вы почувствовать свою способность отказаться, а не свою некомпетентность или беспомощность».
Инструкция. «По очереди с партнером скажите три фразы, начинающиеся словами “я боюсь, что”, и затем поменяйте “я боюсь, что” на “я хотел(а) бы”, оставляя остальные части фраз без изменений».
После окончания упражнения проводится обсуждение:
· Что вы чувствовали, меняя утверждение «я должен» («я не могу», «я боюсь, что…»), на утверждения «я предпочитаю» («я не хочу», «я хотел(а) бы…»)?
· В чем разница между этими утверждениями?
Вывод. Слова «я должен», «я не могу», «мне надо», «я боюсь, что» отрицают вашу способность быть ответственным. Изменяя свой язык, вы можете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.
«Просьба»
Участники разбиваются на пары.
Инструкция. «Сейчас вы должны попросить у партнера что-то (по вашему усмотрению, что именно) так, чтобы ему было трудно вам в этом отказать».
«Достойный ответ»
Участники разбиваются на пары.
Инструкция. «Каждому из вас сейчас предлагается продемонстрировать различные стили ответа в конкретной ситуации. Например, знакомый забыл вернуть долг (обещал вернуть через месяц, а прошло уже три). Потребуйте от него долг, обращаясь к партнеру в различных стилях: агрессивном, неуверенном, уверенно-достойном. После выполнения упражнения поменяйтесь ролями».
Примерные ситуации для выполнения упражнения:
· Друг занимает вас разговором, а вам нужно уйти. Вы ему говорите:..
· Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы ему говорите…
· Люди, сидящие позади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы говорите им…
· Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании историю о вас. Вы ему заявляете…
Также могут разыгрываться ситуации, предложенные самими участниками.
«Захват инициативы»
Двое участников садятся в центр круга.
Инструкция. «Один из вас должен начать диалог с любой фразы на любую тему. Второй должен подхватить разговор, но при этом его задача — переключить собеседника на свою тему. Делать это нужно ненавязчиво, вежливо, но настойчиво».
После выполнения упражнения участники меняются ролями — первый участник должен переключить на свою тему партнера. После этого в круг садится новая пара участников.
«Конкурс ораторов»
Один из участников должен произнести речь на заданную тему в течение 3—5 минут. Группа играет роль «аудитории», которая плохо воспринимает этого «оратора». Задача «оратора» — добиться контакта с аудиторией.
«Просьба — отказ»
Участники разбиваются на пары.
Инструкция. «Один из вас должен просить о чем-либо, а другой — отказывать (но при этом не говорить «нет» и не грубить) столько, сколько может продержаться (в японском языке, например, слова «нет» не существует). Определите сами, в чем будет заключаться просьба. Например, вы можете попросить брошку на вечер, денег взаймы, почитать книгу, пойти вместе погулять и т.п.».
Затем участники могут поменяться ролями. После выполнения упражнения задание меняется. Участники разбиваются на новые пары.
Инструкция. «Теперь нужно предложить или попросить что-то такое, в чем вам будет трудно отказать (например, предложить свою помощь, внимание или закурить, украсть), второй участник должен отказать словами: “Нет, нет, нет”. После выполнения упражнения проводится обсуждение:
· Что понравилось, что было трудно?
· Что вы чувствовали, когда просили, отказывали?
· Что вы чувствовали, когда отказывали вам, когда говорили «нет, нет, нет»?
· Бывает ли в жизни трудно отказать?
· В каких ситуациях это происходит?
· Каким образом можно отказать в этих ситуациях, не обижая собеседника.
Приложение 5. Игры и упражнения, направленные на отработку навыков поведения в конфликтных ситуациях
Три-четыре члена группы добровольно вызываются участвовать в упражнении. Каждый доброволец выбирает один из коммуникативных стилей.
1. Умиротворяющий — угождающий и соглашающийся с вами человек, непрестанно извиняющийся и старающийся любой ценой не вызвать конфликт. Умиротворяющий чувствует свою бесполезность, выглядит беспомощным.
2. Обвиняющий — противоположен умиротворяющему. Упрекает, провоцирует конфликт, считает других виновными. Говорит громким, властным голосом, мышцы лица и тела напряжены.
3. Человек-компьютер — ультрарассудительный, спокойный холодный и собранный человек, избегающий выражать свои чувства. Говорит монотонно, абстрактно, выглядит негибким, зажатым.
4. Уводящий в сторону — высказывает спорные и приводящие в недоумение суждения. Позы тела кажутся неуклюжими, интонации могут не соответствовать словам.
Добровольцы, демонстрируя определенный коммуникативный стиль, включаются в дискуссию друг с другом. Остальные члены группы наблюдают их взаимодействие; такая форма выполнения упражнения получила название «круглый аквариум». Через 5 минут наблюдателей приглашают прокомментировать свое восприятие дискуссии. Затем добровольцы делятся с группой впечатлениями, возникшими в данной ситуации. Экспериментируя с альтернативными способами общения, участники могут научиться общаться друг с другом в более адекватной, менее защитной и неагрессивной манере.
Затем следует повторить процедуру с новыми участниками. Желательно, чтобы каждый член группы мог поучаствовать хотя бы один раз в выполнении упражнения.
«Узкий мост»
На полу ведущий чертит две длинные линии на некотором расстоянии друг от друга. Это будет мост. Участники разбиваются на пары. Каждая из пар должна пройти мост с разных его концов. На середине они встретятся. Задачей каждого является дойти до конца моста. Можно задать дополнительное условие, что оба они торопятся. Ведущий обращает внимание на то, как они пройдут мост. Сумеют вежливо разойтись или один другого столкнет?
Проводится обсуждение выбранного способа прохождения моста каждой пары.
«Говорим гадости»
Группа делится на две команды, участники становятся друг напротив друга. Каждая получившаяся пара говорит по очереди.
Инструкция. «Сейчас вы получаете задание: члены одной команды говорят гадости, а члены другой команды отвечают на них комплиментами. Главное правило: говорить ровно, выдержанно, начинать с “Вы”, добавлять уважительное обращение. Важно говорить вежливо и с улыбкой Нецензурные выражения не употреблять. Например, “Вы дрянь, уважаемый”. Участник другой команды, стоящий напротив сказавшего гадость, должен ответить ему комплиментом в соответствии с этими же правилами. Например: “Вы очаровательны, уважаемый”. При несоблюдении правил команде присуждается штрафное очко».
После выполнения упражнения проводится обсуждение:
· Трудно ли удержаться в рамках упражнения?
· Что может помочь справиться с эмоциями в такой ситуации?
· Была ли у вас похожая ситуация, когда вы успешно с ней справились?
· Если да, то поделитесь своим опытом.
«Конфликтный диалог»
Участники разбиваются на пары, которые поочередно выступают перед «зрителями».
Инструкция. «Ваша задача — вступить в конфликтный диалог. Один из вас должен бросить начальную фразу сопернику. Второй также отвечает ему фразой, несущей конфликтный смысл. Далее активное противоборство сторон должно идти по нарастающей: то есть каждая последующая фраза должна быть на тон выше предыдущей, более сильной в эмоциональном плане. При этом не следует переходить к оскорблениям противника или срываться на крик, так как зрители должны оценить не уровень шума, а эмоциональную насыщенность фразы. Проигрывает тот, кто не смог “взять следующей ноты”».
После выполнения упражнения «выступает» следующая пара и т.д.
«Скандал»
Участники разбиваются на небольшие группы по 3—4 человека. Каждая группа должна спонтанно разыграть перед «зрителями» одну из предложенных конфликтных ситуаций:
· Конфликт на коммунальной кухне.
· Конфликт в общественном транспорте.
· Конфликт с продавцом в магазине.
· Семейный скандал.
· Сокращение штатов на предприятии (выбор кандидата на сокращение).
· Распределение премии (финансы ограничены) и т.д.
«Выбор тактики»
Инструкция. «Сейчас вы должны разбиться на пары и распределить между собой различные роли. Цель каждого из вас — найти подходящую тактику поведения и постараться без конфликтов убедить своего собеседника в своей правоте. Ситуации, которые вы будете разыгрывать — выберите сами, исходя из своего жизненного опыта».
Приложение 6. Упражнения для завершения занятия
«Аплодисменты по кругу»
Инструкция. «Мы хорошо поработали сегодня. Давайте сейчас поаплодируем каждому из участников. Аплодисменты должны звучать сначала тихо, а потом все громче и громче».
Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя на одного из участников группы и постепенно подходя к нему. Затем участник группы, к которому подошел ведущий, выбирает из группы следующего участника. Этому (третьему) участнику аплодируют уже два человека: ведущий и тот участник, к которому он подошел. Участник, выбранный третьим, выбирает четвертого, и таким образом упражнение выполняется до тех пор, пока все участники группы не будут выбраны. Последнему из выбранных участников группы аплодирует уже вся группа.
«Подарок»
Участники встают в круг.
Инструкция. «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)».
«Спасибо за занятие»
Инструкция. «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: “Спасибо за приятное занятие!”. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: “Спасибо за приятное занятие!”. Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук».
Белова Т.В., Солнцева В.А.