Тренинг «Коррекция социального поведения для лиц с ОВЗ»

Тренинг «Коррекция социального поведения для лиц с ОВЗ»

Цель тренинга. Способствовать процессу социализации лиц с ОВЗ, преодолению негативных проблем, вызываемых наличием заболевания и выстраиванию конструктивных отношений в обществе.


Задачи, решаемые в ходе тренинга. Улучшение социальной самоидентификации; обучение конкретным социальным навыкам, повышение социальной успешности.

Примечание. Под социальной самоидентификацией понимается определение своего места в обществе, ознакомление с различными социальными ролями и ожиданиями общества.

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

Ход проведения занятий

Тема: «Введение участников в ситуацию тренинга, осознание участниками целей и задач тренинга»
Цель: введение участников в ситуацию тренинга, знакомство участников с основными правилами проводимого тренинга, создание в группе атмосферы доверия и открытости, знакомство участников друг с другом.

Ход занятия

1. Ведущий, представившись, рассказывает о целях и задачах тренинга, о том, какие проблемы можно решить с помощью тренинга.

2. Предлагает каждому участнику представиться по имени.

3. Ведущий предлагает каждому участнику сказать о том, какие задачи он хотел бы решить и какую информацию получить на этих занятиях.

4. Затем предлагается каждому по кругу назвать три варианта своего имени:
· неприятное (когда к нему обращаются);
· просто приятное;
· очень приятное.

5. В следующем задании каждый участник называет свое имя + личное качество, начинающееся с первой буквы его имени. Например:
Ольга — осмотрительная. Надежда — надежная. Вера — веселая.

6. Далее предлагается назвать имя + две наиболее ярко выраженные черты характера, которые помогают в межличностных отношениях.

7. Предлагается участникам по кругу назвать имена друг друга.

8. Игра «Здравствуй, я рад (рада) тебя видеть!».
«Представьте, что у Вас прекрасное настроение, на улице солнечная погода, дует легкий ветерок. Вы гуляете в парке. Звучит приятная музыка. Вы встречаете дорогого Вам человека. Пожалуйста, поздоровайтесь с ним, обратившись к нему по имени, и на минуту загляните ему в глаза. Партнер по общению поступает таким же образом. Каждый участник тренинга здоровается друг с другом».
Игра заканчивается обсуждением. При обсуждении ведущий предлагает поделиться чувствами, возникшими в ходе игры.

9. Обсуждение и принятие правил работы в группе. Ведущий предлагает ряд норм и правил, по которым будет работать группа, в том числе:
· активность;
· добровольное участие;
· «здесь и теперь»;
· равенство;
· взаимопомощь и поддержка;
· конфиденциальность;
· дисциплина и пунктуальность.
Участниками тренинга каждая норма после группового обсуждения прорисовывается в символическом виде на листе ватмана.
Заключительным этапом данной работы является «выставка» сделанных рисунков.

10. Ведущий предлагает решить вопрос о форме обращения друг к другу, на «ты» или на «Вы». Принимается коллективное решение.

11. Ведущий предлагает разбиться на пары. Каждый участник должен получить информацию от своего партнера:
· чем он интересуется;
· что он любит и что не любит;
· есть ли хобби, увлечения.
Затем каждый участник представляет всем присутствующим полученную информацию о своем партнере.

12. Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать рисунок «Я и мир вокруг меня». Цель выполнения задания — прояснение своего мироощущения и затруднений в отношениях с окружающим миром.
Инструкция. «Нарисуйте в центре листа себя. Вокруг нарисуйте все, что вас окружает в жизни — с кем вы общаетесь и с чем взаимодействуете».
После выполнения всеми участниками задания проводится обсуждение:
· Нравится ли вам этот рисунок?
· Что из нарисованного наиболее важно, а что — наименее?
· Есть ли разделяющая граница между автором рисунка и окружающим его миром?

13. Проводится групповая дискуссия «Как наличие ОВЗ влияет на взаимодействие с окружающим миром?»

14. Каждого участника просят придумать краткую метафору, характеризующую прошедшее занятие. Затем все вместе придумывают групповой ритуал прощания (примеры такого ритуала предлагает ведущий).

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ

Тема: « Путь к успеху, слагаемые успеха»
Цель: предоставить информацию — что такое успех в обществе, каковы слагаемые успеха, как успех в обществе зависит от отношения к себе самому.

Ход занятия
1. Обмен мнениями о предыдущем занятии. Обмен ожиданиями от результатов занятия. Каждый участник высказывает группе и ведущему свои пожелания о том, какие вопросы и проблемы он хотел бы решить на занятии, чем и как может помочь ему группа и ведущий.

2. Ведущий предлагает выполнить упражнение «Знакомство» для получения дополнительной информации друг о друге.
Инструкция. «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им будет ведущий) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, он говорит: “Пересядьте все те, у кого есть сестры”, — и те из участников, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».
Когда упражнение завершено, ведущий может обратиться к группе с вопросами: «Что вы дополнительно узнали друг о друге?», «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?»

3. Упражнение «Кто я?».
Ведущий предлагает всем участникам написать 10 ответов на вопрос «Кто я?».
Далее проводится обсуждение. Ведущий предлагает:
· поделиться, легко или трудно было выполнить это задание;
· если в группе на первом месте есть ответы «я инвалид», «я больной человек» — проводится групповая дискуссия о том, как такое отношение к себе влияет на успех в обществе. Ведущий подводит участников дискуссии к мысли, что существует две позиции: 1) жертва ситуации; 2) хозяин ситуации. Далее он дает характеристику каждой позиции.

4. Ведущий предлагает каждому заполнить следующую таблицу:

Любить другого человека — это значит…

Любить себя — это значит…

Затем проводится групповое обсуждение. Ведущий предоставляет информацию о том, какое значение имеет любовь к себе и другим людям, и как любовь к себе помогает достичь цели. Следует подвести участников тренинга к мысли о том, что отсутствие любви к себе часто лежит в основе жизненного неуспеха.
Проводится обсуждение — что такое любовь к себе, чем она отличается от жалости к себе. Ведущий подводит участников к пониманию того, что в основе любви к себе лежит принятие себя такого, какой я есть.

5. Выполняется упражнение «Рекламный ролик».
Инструкция. «Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано игровое имя одного из участников группы. Ваша задача — представить этот товар (т.е. другого человека) публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все — как в обычной деятельности рекламной службы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги.
Подумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть, холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом? Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика — не более двух минут. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе».
Время на подготовку рекламного ролика — 10 минут.
Упражнение завершается обсуждением переживаний каждого из участников по поводу представления его в рекламном ролике.

6. Проводится ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ

Тема: «Общество и социальные роли»
Цель: познакомить участников тренинга с понятием «социальная роль», подвести их к тому, что каждый член общества имеет целый спектр социальных ролей, ввести понятие «социальные ожидания».

Ход занятия
1. Обмен мнениями о предыдущем занятии. Обмен ожиданиями от результатов занятия.

2. Выполняется упражнение «Роли».
Инструкция. «Все мы имеем множество ролей — ребенка, ученика, начальника, профессионала в какой-то области. Однако мы все же остаемся каждый раз самими собой. Составьте список ролей, в которых вы когда-либо бывали в жизни. Нарисуйте наиболее значимые из них».
Далее следует групповое обсуждение:
· Кому сколько ролей удалось представить?
· Какие роли вам нравятся?
· Какие роли совсем не хочется играть?
· Каковы ваши представления — что общество ждет от каждой из ролей, какие требования оно предъявляет?
· Какие роли для вас приемлемы, а какие нет?

3. Выполняется упражнение «Маски».
Для выполнения упражнения заранее заготавливается большое количество белых бумажных масок с прорезями для глаз.
Инструкция. «В Древней Греции актеры в театре использовали маски. Мы, исполняя роли, тоже надеваем маски. Возьмите бумажные маски и нарисуйте на них маски для ваших ролей. Вы можете раскрасить столько масок, сколько захотите. Каждой маске дайте какое-нибудь название».
После изготовления масок участники представляют их группе. Они могут одеть их, могут воплотиться в соответствующую роль.
Затем проводится обсуждение:
· Сколько масок вы нарисовали?
· Какая маска для вас самая неприятная?
· Какая маска самая комфортная?
· В какой маске вы хотели бы ходить по улице?
Далее можно задать вопрос: «Это маски. А где ты настоящий? Какой ты?» Также можно обсудить:
· Для чего нам нужны маски: спрятаться за ними, установить дистанцию в общении, улучшить результаты общения, защитится?
· Нужно ли снимать маски?
· Как изменить маску? Дается предложение: нарисуйте новую маску, в которой вы сможете добиться успеха в обществе. Если участник занятия рисует совсем неподходящую новую маску или не может ее нарисовать, нарисовать для него оптимальную маску предлагается другим участникам занятия.
Далее следует обсуждение: какие чувства и мысли у вас возникли, когда вы надели новую маску?

4. Проводится обмен мнениями по поводу занятия и выполненного упражнения. Участников просят нарисовать их настроение. Все рисунки выставляются для просмотра. Их обсуждение не производится.

5. Проводится ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Тема: «Навыки нахождения компромисса и умения учитывать интересы других»
Цель: отработка и совершенствование умений и навыков, необходимых для эффективного общения.

Ход занятия
1. Ведущий предоставляет возможность каждому рассказать о своем самочувствии и задать вопросы, волнующие его в данный момент.

2. Выполняется упражнение «Контакт».
Ситуация: группа делится на участников под номером 1 и 2. Первые пребывают в прекрасном добром настроении и имеют хорошую новость, которой им очень хочется поделиться. Вторые находятся не в лучшем душевном состоянии и имеют в данный момент нерешенные проблемы, которые их очень волнуют.
Задача: разбившись на пары (первый — второй), первый очень радуется встрече со вторым и должен поделиться с ним своей хорошей новостью. Второй должен суметь внимательно выслушать его, несмотря на свое сложное душевное состояние. Затем участники меняются ролями: первые выполняют задачу вторых, и все еще раз проигрывают ситуацию.

Обсуждение:
· Какие чувства возникли у вас при выполнении этого задания, легко ли вам было его выполнить?
· Что было сложного в задании?
Далее ведущий начинает разговор о том, что помогает нам вступить в контакт и что мешает, делает акцент на основных невербальных признаках, свидетельствующих о начале контакта: направленность и фиксированность взгляда, разворот корпуса тела, приветливое выражение лица, легкое движение вперед, навстречу партнеру и т.д.

3. Выполняется упражнение «Изобрази свой гнев».
Инструкция. «Человеку с ОВЗ нередко приходится испытывать негативные чувства в общении с другими. Изобразите наиболее сильное чувство (гнев, злость, страх и так далее), нарисовав их в виде живого существа или конкретного образа».
Проводится выставка рисунков. Участники рассказывают, что они изобразили, и какое впечатление на них производят рисунки других членов группы.
Далее следует дискуссия: «Как человеку с ОВЗ справиться с негативными чувствами?»
Во время обсуждения следует обратить внимание на то, что есть различные способы выражения негативных эмоций. Можно переводить негативные эмоции в агрессию и нападение, а можно искать пути их выражения в социально приемлемой форме. Участникам предлагается обсудить, какие социально приемлемые формы выражения эмоций существуют.

4. Выполняется упражнение «Нападающий и защищающийся».
Участники делятся на пары. Один участник — нападающий, другой — защищающийся. Нападающий критикует, ругает, говорит громко. Защищающийся постоянно извиняется и оправдывается, говорит негромко. Затем участники меняются ролями.
Далее следует обсуждение:
· Что было сложного при выполнении задания?
· Какая роль более привычна и в каких ситуациях?
· Как в такой ситуации избежать конфликта, занять более адекватную позицию и достичь компромисса?

5. Выполняется упражнение «Тройка».
Группа разбивается на подгруппы. Каждой подгруппе предлагается изобразить тройку. Каждый участник выбирает какой-либо элемент для изображения: кучер, лошадь, колесо, карета, колокольчик на дуге, вожжи, хлыст, пассажир и так далее. Все участники встают соответственно своей роли, и тройка должна проехать круг, желательно не разваливаясь по пути. Затем каждый участник делится своими ощущениями. Упражнение можно повторить, участники могут попробовать себя в другой роли.
Далее следует обсуждение:
· Почему был выбран именно такой элемент тройки?
· В роли какого элемента тройки было комфортнее и почему?
· Легко ли было вам выполнить данное задание, какие чувства у вас возникли?

6. Проводится обмен мнениями по поводу занятия.
7. Проводится ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ

Тема: «Планирование жизненного пути»
Цель: формирование представлений о жизненном пути и ответственности за принятое решение.

Ход занятия
1. Ведущий предоставляет возможность каждому рассказать о своем самочувствии и задать вопросы, волнующие его в данный момент.
2. Ведущий предлагает каждому участнику сделать «подарок» одному из присутствующих. При желании участник может отказаться от подарка, если посчитает, что он ему не нужен.

Обсуждение:
· Что было вам легче — принять или подарить подарок?
· Почему вы отказались от подарка?
· Поступаете ли вы так в жизни?

3. Упражнение «Я хочу».
Участникам предлагается написать окончание к предложениям.
«Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…»
«Я пойму, что я счастлив, когда…»
Далее следует обсуждение результатов выполнения задания.

4. Выполняется упражнение «Перекресток».
Инструкция. «Ты путник и ты идешь по дороге, которая называется “Жизнь”. Дорога привела тебя к перекрестку. Оглядись и задумайся — по какому пути идти дальше? Какие мысли и чувства возникают у тебя на этом перекрестке?
На листе бумаги схематично изобразите линию своей жизни. Отметьте на ней отрезок своей прошлой жизни, свое положение в настоящий момент и нарисуйте возможные варианты своего будущего. С чем вы встретитесь на пути? Что может способствовать достижению радости на этом пути? Как можно обойти препятствия?»
Далее следует обмен мнениями по поводу результатов выполнения упражнения.

5. Упражнение «Тотем».
Инструкция. «В племенах у людей были покровители — тотемные животные. Нарисуйте такое животное для себя».
Проводится выставка рисунков. Если группа считает, что какой-то рисунок неудачен, можно предложить нарисовать всем вместе тотемное животное для данного участника группы. Участник, для которого нарисовали тотемное животное, может согласиться принять его, а может отвергнуть.

6. Подведение итогов тренинговых занятий. Ведущий предлагает каждому участнику занятий поделиться своими результатами, достигнутыми за время занятий в группе, и задать вопросы ведущему или группе (если они есть), на которые он не получил ответа в ходе занятий.

7. Обмен пожеланиями друг другу.

8. В последний раз проводится ритуал группового прощания.

Солнцева В.А.